Древний глас. Сайт о традициях православного богослужения / Ancient (an early) vote

САЙТ О ТРАДИЦИЯХ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ



Знаменный распев и строчное многоголосие Древней Руси. Великий Канон

Песнопения Литургии Древнерусской Церкви. Столповой распев

Песнопения Литургии Элладской Церкви

Песнопения Литургии Иверской Церкви

Пение Древней Церкви. Песнопения Византии, Иверии и Руси

Древняя Всенощная Древнерусской Церкви. Столповой распев

Фрагменты канона (ирмосы), гл. 8-й. Строчный распев

Престольный Праздник прп. Афанасия Афонского (видео)

Паломничество на Афон в монастырь Ксенофонт (видео)

Беседа со старцем Ефремом Филофейским (Аризонским) (видео)



Пение Древней Церкви. Песнопения Византии, Иверии и Руси /
Ancient Church Singing of Byzantine, Georgia & Rus


Избранные песнопения из альбома. Исполняют певчие храма Трех Святителей под управлением Игоря Сахно (г. Харьков).

© И. Сахно, 2003 г.


Название

1

Византийский Причастен Пасхи, гл. 5-й. Болгарский извод

3043 Kb

2

Псалом 103-й: Благослови душе моя. Валаамский обиход

1838

3

Тропари на погребение Божией Матери. Столповой распев

3164

4

Тропарь Рождеству. Иверская традиция

1158

5

Псалом 127-й, на Венчании, гл. 3-й. Византийский распев

733


В истории развития церковного песнотворчества осмогласие является живым родником, из которого вытекли потоки и реки всех древних православных распевов: греческих, славянских и собственно русских. Только этим и можно объяснить, что, несмотря на множество и разнообразие древних распевов, на них лежит печать внутреннего родства и единства, определяемого понятием строгий церковный стиль.

К началу X века осмогласное пение стало общеупотребительным в Восточной Церкви. В храмах столицы Византийской империи осмогласие обрело наиболее духовно впечатляющие формы. Не без основания историческое предание сохранило свидетельство русских послов святого равноапостольного великого князя Владимира (+1015): «Когда мы были в храме греков (константинопольском храме Святой Софии), то не знаем, на небе или на земле находились».

X век завершил развитие осмогласного пения в Византии и стал началом истории его совершенствования на Руси. Русские с большим интересом и любовью принялись за изучение и усвоение музыкальной системы греческого осмогласия и той нотации, или, вернее, мнемонических знаков, которыми греки пользовались для записи своих осмогласных мелодий, Греческое осмогласие стало называться у русских ангелоподобное, изрядное, а нотные знаки — знамена, столпы, крюки.

По мере усвоения духа, характера и музыкальной техники греческого осмогласного песнотворчества среди русских скоро появляются и свои собственные «гораздые певцы», «мастера пения», которые стремятся к самостоятельному творчеству, тем более что нужда в этом появляется уже в XI веке, когда начали составляться первые русские службы — святым Борису и Глебу (+1015; перенесение мощей 1072 и 1115) и преподобному Феодосию Печерскому (+1074; открытие мощей 1091)

Возникновение и развитие осмогласия (фрагмент) //
Настольная книга священнослужителя. Том I,
изд. 1992 г., стр.336-337. Начало Продолжение

«Древній глас»
Древний глас - Традиции Православия - Ноты, звукозаписи, статьи, иконы, фото
Получить код баннера