САЙТ О ТРАДИЦИЯХ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯЗнаменный распев и строчное многоголосие Древней Руси. Великий Канон Песнопения Литургии Древнерусской Церкви. Столповой распев Песнопения Литургии Элладской Церкви Песнопения Литургии Иверской Церкви Пение Древней Церкви. Песнопения Византии, Иверии и Руси Древняя Всенощная Древнерусской Церкви. Столповой распев Фрагменты канона (ирмосы), гл. 8-й. Строчный распев Престольный Праздник прп. Афанасия Афонского (видео) Паломничество на Афон в монастырь Ксенофонт (видео) Беседа со старцем Ефремом Филофейским (Аризонским) (видео) Пение Древней Церкви. Песнопения Византии, Иверии и Руси /
|
Название |
||
1 |
Византийский Причастен Пасхи, гл. 5-й. Болгарский извод |
|
2 |
Псалом 103-й: Благослови душе моя. Валаамский обиход |
|
3 |
Тропари на погребение Божией Матери. Столповой распев |
|
4 |
Тропарь Рождеству. Иверская традиция |
|
Псалом 127-й, на Венчании, гл. 3-й. Византийский распев |
К началу X века осмогласное пение стало общеупотребительным в Восточной Церкви. В храмах столицы Византийской империи осмогласие обрело наиболее духовно впечатляющие формы. Не без основания историческое предание сохранило свидетельство русских послов святого равноапостольного великого князя Владимира (+1015): «Когда мы были в храме греков (константинопольском храме Святой Софии), то не знаем, на небе или на земле находились». X век завершил развитие осмогласного пения в Византии и стал началом истории его совершенствования на Руси. Русские с большим интересом и любовью принялись за изучение и усвоение музыкальной системы греческого осмогласия и той нотации, или, вернее, мнемонических знаков, которыми греки пользовались для записи своих осмогласных мелодий, Греческое осмогласие стало называться у русских ангелоподобное, изрядное, а нотные знаки — знамена, столпы, крюки. По мере усвоения духа, характера и музыкальной техники греческого осмогласного песнотворчества среди русских скоро появляются и свои собственные «гораздые певцы», «мастера пения», которые стремятся к самостоятельному творчеству, тем более что нужда в этом появляется уже в XI веке, когда начали составляться первые русские службы — святым Борису и Глебу (+1015; перенесение мощей 1072 и 1115) и преподобному Феодосию Печерскому (+1074; открытие мощей 1091)… Возникновение
и развитие осмогласия (фрагмент) // |
«Древній глас»
|